Скольких выдающихся советских конструкторов, изобретателей и дизайнеров мы знаем? На ум приходит разве что Михаил Калашников и еще пара-тройка имен. Такие фамилии, как Азрикан, Арсентьев, Фомина, большинству из нас мало что говорят. А ведь их творения нам неоднократно попадались на глаза.
И сегодня мы расскажем о создателе самого известного советского забора «ПО-2», который ты наверняка видел сотни раз.
Им окружены воинские части, заводы, железнодорожные пути и даже заброшенные свалки.А создал бетонный забор с ромбиками советский архитектор Борис Рахман, эмигрировавший в Соединенные Штаты Америки еще в 1981 году, как только это стало возможным.
«Помню, как нам поставили задачу разработать проект эстетически красивого забора. Никто не торопил. Я успел сделать три очень хороших варианта. Мне нравился больше эскиз забора, похожего на каменную кладку. Но в итоге выбрали самый простой вариант. Наверное, понравилась форма выступов, когда пыль и грязь смываются дождем».
«За работу дали 50 рублей и бронзовую медальку, которую, к слову, я получил аж через 10 лет в США. Медаль, собственно говоря, единственное воспоминание, что у меня осталось об этом проекте. Чертежи ведь вывозить не разрешалось…»
«Забор проектировался для безопасности промышленных объектов. Выпускался на конвейерах, специализирующихся на производстве бетонных элементов. Конструкция задумывалась как укрепленная железобетонная рама с бетонной панелью, армированной сеткой из проволоки».
«Рельефный рисунок позволял играть свету и тени, что в какой-то мере избавляло от чувства монотонности. Кроме того, преимуществом “ПО-2” было наличие шумового барьера, что очень важно для ограждений такого типа».
Первые образцы «ПО-2» представили еще в 1974 году в Москве. Тогда они получили немало наград. Популярность бетонные заборы стали набирать в 80-х, когда чиновники решили ими огораживать неприглядные места.
По словам самого Бориса Рахмана, архитектура — его призвание. Но несмотря на высокий статус архитектора, в СССР эту профессию нельзя было назвать денежной. И когда появилась возможность, Борис уехал за границу, в США, чтобы почувствовать свободу и присоединиться к той культуре, о которой ранее только читал в журналах.
«Я и сейчас, когда смотрю советские фильмы или просто видеоролики, записанные в России, вижу свои заборы. Кажется, они повсюду, даже в маленьких городках. Но эти кадры не вызывают у меня уже каких-либо чувств. Я привык чувствовать себя американцем, даже по-русски уже плохо общаюсь».
На сообщение о том, что бетонные заборы с ромбиками запретили в Москве, архитектор только качает головой и улыбается. По словам самого Бориса Рахмана, он не понимает, почему его детище, несмотря на предельную простоту и монотонность, обрело столь огромную популярность.
Но, кажется, именно в простоте и универсальности бетонных ограждений с ромбиками и заключается секрет их популярности. И благодаря этому забор из плит «ПО-2» остается самым распространенным ограждением на всей территории бывшего Советского Союза.
Свежие комментарии