Гарем османского султана. На протяжении многих веков это словосочетание являлось синонимом мужского Рая на Земле. Сотни молодых женщин, свезенных сюда со всей империи, дышали ради одной цели: чтобы угодить своему господину. Тем не менее, даже здесь существовали определенные ограничения.
Почему придворным запрещалось набирать в гарем представительниц негроидной расы?
Чем наложницы отличались от жён?
В средневековых исламских странах каждый состоятельный мужчина мог иметь свой гарем. Согласно шариатскому законодательству, мусульманину запрещено иметь более 4 жён. Предписания обязывают мужчину наделить каждую из них по отдельной комнате в доме, а также равно обеспечивать их пищей и благами.
Исламские правила не принуждают супруга уделять каждой жене равное время и, очевидно, не могут заставить его испытывать одинаковую любовь ко всем своим женщинам.
Однако мужчине запрещалось жениться более одного раза в случае бедности и признавалось нежелательным делать это ради повышения социального статуса. Каждая супруга являлась полноценным членом семьи. Её дети имели право наследовать имущество и ремесло отца.
Иначе обстояло дело с наложницами и служанками. Шариат никак не ограничивал их количество. Такими женщинами становились бывшие рабыни, принявшие ислам.
В быту она была практически равна законной жене. Однако наложниц можно было поместить в одной комнате-общаге. Они не могли претендовать на разделение совместно нажитого имущества при расставании, а их дети не имели права наследовать дело и фамилию отца.
Тем не менее, наложница выгодно отличалась от обычных невольниц. Такие женщины формально считались свободными, могли повысить свой статус до супруги и обеспечивались не хуже других домочадцев.
Почему османские правители не заводили темнокожих наложниц?
Вся затея с многоженством и институтом наложниц носила цель повысить шансы мужчины оставить наследника. При высокой детской смертности, а также вероятности появления дочерей жёны увеличивали эти шансы четырехкратно, а наложницы – в десятки, сотни раз.
Кроме того, законы обязывали мужчин жениться на женщинах своих братьев, если те погибали. Таким образом, он брал на себя ответственность за неё и осиротевших детей.
Наконец, с точки зрения шариата, многоженство защищало людей от распутства. Проституция в таких странах порицается, насилие является преступлением, а страсть к чужим женщинам – грехом.
Поэтому шариат оставлял и продолжает оставлять состоятельным людям возможность завести собственный «бордель» при условии, что он будет заботиться о его обитательницах.
Как бы то ни было, обычные богатые мусульмане заводили чернокожих наложниц. А вот султанам это делать было опасно. Теоретически, все сыновья от наложниц в будущем могли претендовать на трон.
Окажись чернокожий мужчина на престоле, например, в результате гибели законных наследников, то он бы подорвал авторитет власти. Султаном мог быть только турок.
Какая судьба обычно ждала наложницу?
К XVI веку гарем султана мог включать от 700 до 1500 женщин. Высоко ценились черкешенки – девушки из Северного Кавказа. Вплоть до XIX века черкесские девушки являлись олицетворением идеала женской красоты. За своенравный характер любили берберок – выходцев из Северной Африки.
Однако чаще всего среди наложниц оказывались турчанки. Причем из благородных семей. Родители сами продавали своих дочерей в гарем. Кто-то таким образом стремился снискать благосклонность султана, а кто-то надеялся, что она станет фавориткой и вспомнит о своей семье.
Как бы то ни было, значительная их часть так и не успевала оказаться на ложе своего господина. Если наложница оставалась девушкой в течение 9 лет, то её выдавали замуж. Обычно она могла сама выбрать себе супруга. Взять в жёны дворцовую наложницу считалось выгодным делом. Такая супруга была образованна и получала хорошее приданое.
В другом случае постаревшие наложницы просто доживали свой век в гареме. Они не были бесправными рабынями. Государство продолжало их полностью обеспечивать.
Свежие комментарии